У Макрона начинаются проблемы

Видимо, послевыборная эйфория во Франции подошла к своему концу. Теоретически все знали, что перед президентом Макроном, его правительством и пропрезидентским большинством в парламенте стоят трудные задачи. Теперь они принимают практические воплощения. Макрон взял с места в карьер в международной сфере. Ни Олланд, ни даже Саркози не отмечались столь бурной активность на внешнеполитическом фронте в первые месяцы своего пребывания в Елисейском дворце. Молодой президент уже успел поставить экспертов перед вопросом – не являемся ли мы свидетелями возвращения Франции в привычную ей роль ведущей мировой державы? Однако во внутренней политике все обстоит менее радужно.

19 июля стало известно об отставке начальника французского генерального штаба генерала Пьера де Вилье. Для Франции это громкое событие. Газета «Монд» даже назвала его «историческим»: армия здесь давно превратилась в «великого молчуна», практически не подавая голоса в политических вопросах. Генералитет не устроило анонсированное президентом урезание оборонных расходов на 850 миллионов евро, но гораздо более болезненным оказался тот факт, что от Макрона ожидали совсем другого. В ходе своей избирательной кампании он привлек симпатии военных обещанием увеличить оборонные расходы до требуемого в рамках НАТО уровня в 2 % ВВП. Неожиданный демарш сопровождался достаточно нелицеприятным обменом мнениями, в ходе которого генералам «указали на место». Армия во Франции давно не является политическим игроком. Однако это не означает, что хорошие отношения с ее командованием ничего не стоят.

Тот же шок испытали 17 июля все те, кто проголосовал за Макрона, прислушавшись к его обещаниям инвестировать в науку и образование. Решение правительства Э. Филиппа сократить финансирование высшей школы и фундаментальных исследований на 331 миллион евро вызвало гнев профсоюзов студентов и преподавателей. Результат – почти 90 000 молодых французов, которые в следующем учебном году не смогут начать получать высшее образование. К чему во Франции приводит недовольство молодежи напоминать нет смысла. Но и это не все. Третий пострадавший от новых ограничений – территориальные административные образования, которым до 2022 г. надо сэкономить 13 миллиардов евро – на 3 миллиарда больше, чем предполагалось в избирательной программе Макрона.

Новые президент и его правительство полны решимости к 2018 г. сократить уровень бюджетного дефицита до 3 % ВВП. Этого требует европейский пакт финансовой стабильности, о необходимости придерживаться которого Макрон говорил в ходе избирательной кампании. Его тактика тоже понятна. Он действует быстро, стремясь уйти от участи медлительного и нерешительного Олланда, который пытался съесть яичницу, не разбивая яйца. В этом есть свой смысл, однако президенту следует учитывать важное обстоятельство: во Франции подобные глубокие изменения не раз приводили к социальным потрясения, которые потрясали все политическое здание. Готов ли он к этому? Ответ даст скорое будущее.

читать еще по теме

13 июля 2017
Первый тур парламентских выборов во Франции, прошедший 11 июня, завершился победой пропрезидентской партии «Вперед, Республика!»
19 июля 2017
Задачи, стоящие перед президентом, принимают практическое воплощение.
13 июля 2017
На состоявшихся 8 июля выборах в Палату Общин Великобритании ожидаемо победу праздновала Консервативная партия во главе с Т. Мэй.