Итоги президентских выборов во Франции

7 мая во Франции состоялся второй тур президентских выборов. С результатом 65 % президентом страны был избран Эммануэль Макрон. 39-летний политик стал самым молодым главой французского государства со времен Наполеона Бонапарта. В прошлом он занимал посты в администрации президента Ф. Олланда, а также на протяжении двух лет являлся министром экономики. Макрон не принадлежит ни к одной из двух основных политических партий страны. Свою политическую карьеру он начинал в рядах социалистической партии, но в 2009 г. покинул ее. Основной своей политической программы Макрон считает центризм, практическое наполнение которого – умеренно-либеральный курс в экономике и внутренней политике и сохранение европейской и атлантической солидарности во внешней.

Избрание Макрона произошло в рамках, во многом, непредвиденного сценария. За несколько месяцев президентской кампании он поднялся с 3-4 места до положения лидера. В его пользу сыграл ряд объективных и субъективных факторов. Во-первых, обе основные политические партии страны, социалисты и голлисты, выдвинули на праймериз кандидатов, которые серьезно раскололи их традиционный электорат. Умеренные левые и умеренные правые избиратели в результате сместились в центр, де попали в «зону влияния» Макрона. Во-вторых, на руку Макрону сыграл его имидж как политика новой формации и критика старых элит. В итоге за него проголосовали все те, кто, не симпатизируя крайним политическим силам, стремился к коренному обновлению французской политики.

На посту президента Макрону предстоит решать ряд сложных политических и социально-экономических проблем. Голосование 7 мая показало резкий рост крайних протестных настроений в обществе. Помимо 35 % проголосовавших за М. Ле Пен серьезным сигналом является значительная для Франции неявка – порядка 25 %, наиболее высокий показатель с 1969 г. Эта ситуация даст о себе знать уже в июне в ходе парламентских выборов, которые по своей значимости приближаются к президентским. Макрону необходимо заручиться поддержкой парламентского большинства, что сложно ввиду отсутствия у нового президента прочной опоры в виде институционализированной политической партии. В случае неудачи его движения «Вперед!» президенту придется заключать сделку о разделе власти, что серьезно подорвет его позиции.

Все это обостряется на фоне тех социально-экономических вызовов, с которыми сталкивается Франция. В стране уже несколько лет сохраняется рекордно высокий уровень безработицы. Громоздкая система соцстраха давно не соответствует экономическим реалиям и требует реформирования. Резко выросшая террористическая угроза, ситуация с мигрантами требуют от Макрона новых решений. Помимо этого, сохраняется проблема международного позиционирования страны. Постепенный отход Парижа от объявленного еще де Голлем курса на сохранение «величия Франции» требует осмысления и нового диалога власти и общества, в том числе и по вопросу евроинтеграции, который в последние годы превратился в фактор социального раскола.  Ключевая задача нового президента – не допустить кризиса политической системы на фоне роста социального напряжения. В сложившейся на данный момент ситуации последствия неудачи на этом направлении могут иметь самые пагубные последствия для стабильности французского государства и ЕС в целом.

читать еще по теме

19 июля 2017
Задачи, стоящие перед президентом, принимают практическое воплощение.
7 июня 2017
В этом году впервые после введения западными странами антироссийских санкций на форуме было отмечено большое представительство участников из Европы, США, Австралии.