Дайджест внешнеполитических событий (1-7 мая)

Латинская Америка 

Беспорядки в Венесуэле и созыв Конституционной Ассамблеи

1 мая президент Венесуэлы Николас Мадуро объявил о созыве Конституционной Ассамблеи, специального органа власти, который создается для изменения Конституции страны.

Как считает глава государства, редактура действующей Конституции должна ее усилить. Будут введены новые формы прямой демократии, внедрена иная экономическая модель, которая сделает благосостояние страны независимым от цен на нефть. Все это, по мнению Н. Мадуро, разрешит затяжной социальный, политический и экономический кризис, в котором долгое время пребывает Венесуэла.

Конституционная Ассамблея, которая на время ее работы в «переходный период» получает «супервласть», так как ей подчиняются все ветви власти, состоит 560 членов. Они будут избраны «народным голосованием».  «Это будет народная Конституционная Ассамблея, а не Ассамблея политических партий», – как сообщил президент Н. Мадуро, добавив, что часть членов Ассамблеи будет избрана рабочим классом, другая часть – коммунами (территориальными объединениями граждан, строящими социализм «снизу») путем прямого тайного голосования.

Такой шаг главы Боливарианской республики вызвал резкое неприятие общественности и привел к всплеску новых уличных беспорядков, так как Н. Мадуро дал понять, что в процедуре избрания членов Конституционной Ассамблеи не будут участвовать ни средний класс, ни представители бизнеса – т.е. те люди, которые сейчас формируют оппозицию и, выходя на улицы, требуют проведения досрочных президентских выборов.

Напомним, что в 1999 году Уго  Чавес, едва заняв президентское кресло, также созывал Конституционную Ассамблею для изменения главного документа страны. Тогда сама необходимость создавать этот орган власти определялась на всенародном референдуме. Потом опять же на референдуме выбирались члены Конституционной Ассамблеи, причем голосование, в отличие от того, что предлагает сейчас действующий венесуэльский президент, было всеобщим.

Конституционная Ассамблея, за созыв которой ратует Николас Мадуро на этот раз будет представлять не большинство, а слои общества, наиболее лояльные к действующему правительству. Исключение из процесса голосования при выборе членов Конституционной Ассамблеи целых социальных классов приведут к новому витку уличного насилия и усилению политического кризиса.

Сама по себе Конституционная Ассамблея созывается исключительно для того, чтобы продлить властные полномочия нынешнего президента и нейтрализовать оппозицию, которая сейчас занимает большинство мест в Венесуэльском парламенте и является большой проблемой для исполнительной власти.  Вряд ли редактура основного документа страны поможет исправить все те проблемы, в которых виновно правительство Николаса Мадуро. Исправленная конституция не искоренит коррупцию во власти, не усилит ослабшие демократические институты, не решит проблему дефицита продуктов питания и лекарств, не обуздает гигантскую инфляцию и не выведет страну из пучины политического и экономического кризиса.

Решением давно назревших проблем в Венесуэле может стать только освобождение политических заключенных, восстановление оппозиционных лидеров правом заниматься политической деятельностью и самое главное –  проведение выборов, как региональных, так и президентских.

Западная Европа

Итоги президентских выборов во Франции

7 мая во Франции состоялся второй тур президентских выборов. С результатом 65 % президентом страны был избран Эммануэль Макрон. 39-летний политик стал самым молодым главой французского государства со времен Наполеона Бонапарта. В прошлом он занимал посты в администрации президента Ф. Олланда, а также на протяжении двух лет являлся министром экономики. Макрон не принадлежит ни к одной из двух основных политических партий страны. Свою политическую карьеру он начинал в рядах социалистической партии, но в 2009 г. покинул ее. Основной своей политической программы Макрон считает центризм, практическое наполнение которого – умеренно-либеральный курс в экономике и внутренней политике и сохранение европейской и атлантической солидарности во внешней.

Избрание Макрона произошло в рамках, во многом, непредвиденного сценария. За несколько месяцев президентской кампании он поднялся с 3-4 места до положения лидера. В его пользу сыграл ряд объективных и субъективных факторов. Во-первых, обе основные политические партии страны, социалисты и голлисты, выдвинули на праймериз кандидатов, которые серьезно раскололи их традиционный электорат. Умеренные левые и умеренные правые избиратели в результате сместились в центр, де попали в «зону влияния» Макрона. Во-вторых, на руку Макрону сыграл его имидж как политика новой формации и критика старых элит. В итоге за него проголосовали все те, кто, не симпатизируя крайним политическим силам, стремился к коренному обновлению французской политики.

На посту президента Макрону предстоит решать ряд сложных политических и социально-экономических проблем. Голосование 7 мая показало резкий рост крайних протестных настроений в обществе. Помимо 35 % проголосовавших за М. Ле Пен серьезным сигналом является значительная для Франции неявка – порядка 25 %, наиболее высокий показатель с 1969 г. Эта ситуация даст о себе знать уже в июне в ходе парламентских выборов, которые по своей значимости приближаются к президентским. Макрону необходимо заручиться поддержкой парламентского большинства, что сложно ввиду отсутствия у нового президента прочной опоры в виде институционализированной политической партии. В случае неудачи его движения «Вперед!» президенту придется заключать сделку о разделе власти, что серьезно подорвет его позиции.

Все это обостряется на фоне тех социально-экономических вызовов, с которыми сталкивается Франция. В стране уже несколько лет сохраняется рекордно высокий уровень безработицы. Громоздкая система соцстраха давно не соответствует экономическим реалиям и требует реформирования. Резко выросшая террористическая угроза, ситуация с мигрантами требуют от Макрона новых решений. Помимо этого, сохраняется проблема международного позиционирования страны. Постепенный отход Парижа от объявленного еще де Голлем курса на сохранение «величия Франции» требует осмысления и нового диалога власти и общества, в том числе и по вопросу евроинтеграции, который в последние годы превратился в фактор социального раскола.  Ключевая задача нового президента – не допустить кризиса политической системы на фоне роста социального напряжения. В сложившейся на данный момент ситуации последствия неудачи на этом направлении могут иметь самые пагубные последствия для стабильности французского государства и ЕС в целом.

читать еще по теме

26 декабря 2016
Российские и белорусские эксперты Центра изучения кризисного общества проанализировали вероятность «майдана» в Белоруссии и представили рекомендации относительно формирования белорусской политики России.
18 ноября 2016
Эксперт «Центеро» анализирует возможные последствия наращивания войск США в Европе с точки зрения гонки обычных вооружений на европейском театре военных действий.
14 февраля 2017
Среднеазиатские республики под воздействием объективных и субъективных факторов «расходятся» все дальше друг от друга - «Центеро» анализирует политическое будущее региона.