Появится ли в России министерство государственной безопасности?

19 сентября 2016 года «Коммерсант» в публикации с характерным названием «Министерство чрезвычайных полномочий» со ссылкой на собственные источники сообщил о якобы имеющихся планах подготовки масштабной реформы правоохранительных и силовых структур. Официального подтверждения данная информация не получила, пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков отказался ее комментировать.

Странно, но данная информация не нашла какого-то масштабного отклика и негативных комментариев общественности. Возможно, это объясняется наличием выборов как информационного фона, возможно – недоверием к непроверенной и неподтвержденной информации. Действительно, ведь еще в 15 октября 2015 года РБК со ссылкой на рабочие материалы, якобы полученные в Правительстве, писал о масштабной реформе, связанной с сокращением федеральных исполнительных органов: сокращение министерств с 21 до 15, упразднение ряда федеральных агентств и проч. Спустя почти год эта информация в основном не получила подтверждения – значит, опять слухи. Но слухи весьма устойчивые – в прошлогодних материалах РБК название «Министерство государственной безопасности» уже фигурировало, что также не вызвало острой реакции.

Так что же будет с силовым блоком? Череда громких арестов и уголовных дел в отношении высокопоставленных сотрудников правоохранительных органов, в которой дело полковника Захарченко является печальным хитом во всех возможных смыслах этого слова заставляет думать, что что-то с ним все же необходимо делать. Наметившиеся тенденции на сокращение количества силовых структур (упразднение одним указом президента в апреле 2016 года Госнаркоконтроля и Федеральной миграционной службы с передачей их функций МВД), на оптимизацию и переподчинение отдельных контрольно-надзорных органов (упразднение в январе 2016 года Росфиннадзора с передачей его функций структурам, подконтрольным Минфину, переподчинение в Федеральной таможенной службы в апреле 2016 года Минфину) позволяют сделать предварительные выводы о том, что происходит консолидация федеральных органов исполнительной власти, прежде всего в силовой и контрольно-надзорной сфере. В этом смысле объявленное преобразование ФСБ в МГБ путем включения в новую структуру Федеральной службы охраны и Службы внешней разведки представляется вполне логичным. Не вполне объяснимым выглядит распространение этой информации в СМИ: вопросы реформирования данных органов находятся в компетенции Президента Российской Федерации, что обычно не предполагает несанкционированного распространения какой-либо информации в СМИ.

Какие цели может преследовать такое реформирование, если оно будет вообще? Настрой публикации в «Коммерсанте» умеренно-тревожный: консолидация силовых полномочий не может не настораживать, особенно в преддверии президентских выборов, настраивая на чрезвычайный характер. Вместе с тем, практика создания консолидированных органов в сфере государственной (национальной – в кальке с американской практики) безопасности довольна распространена как в нашей истории, так и в зарубежной практике (пресловутое АНБ – совсем недавний пример). Министерство государственной безопасности СССР, просуществовавшее относительно недолго с этим названием, позднее сменил знаменитый во всем мире Комитет государственной безопасности, который прекратил свое существование чуть позже СССР, будучи разделен примерно до той самой конфигурации (с незначительными вариациями), в которой пребывают сейчас ФСБ, ФСО и СВР. Помимо этого в начале 2000-х годов перечень данных структур был дополнен комитетами (а впоследствии – службами) по контролю за незаконным оборотом наркотиков и по финансовому мониторингу.

Разделение КГБ в начале 1990-х годов объясняется скорее комплексом внутри- и внешнеполитических причин, чем соображениями эффективности и администрирования, поэтому возврат к многолетней практике был бы скорее логичен и объясним. С учетом того, что все эти службы в настоящий момент подчиняются Президенту, их объединение было бы как раз оптимизацией административных и координационных функций и полномочий, не говоря уже о финансировании и бюджетировании – эффекты от сокращения административного аппарата при любых преобразованиях всегда наиболее достижимые и заметные. Поэтому версию «Коммерсанта» можно было бы дополнить еще одним «кандидатом» на вхождение в МГБ – Росфинмониторингом. Хотя существенные резоны держать его со всей доступной ему информацией отдельно от других силовых структур и в прямом подчинении Президента все же есть.

Итак, создание МГБ в той или иной конфигурации выглядит вполне рациональным и объяснимым шагом с точки зрения государственного управления. Имеет эта инициатива свои объяснения и с точки зрения политики, как внутренней, так и внешней.

В условиях явного наступления на неформальные сети и сопутствующие им явления, прежде всего, связанные с коррупцией, вопрос эффективности и непредвзятости тех, кто находится на переднем крае этой борьбы будет стоять как никогда остро. Не случайно в материале «Коммерсанта» упоминается, что МГБ будет осуществлять контроль собственной безопасности во всех правоохранительных органах, а также осуществлять «процессуальный надзор» за расследованием уголовных дел, возбужденных по их материалам. Что это могут быть за материалы – нам ответит законодательство: в соответствии со статьей 10 действующего федерального закона о федеральной службе безопасности, органы федеральной службы безопасности проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

С точки зрения внешней политики создание такого министерства будет иметь важный символический шаг, который, скорее всего, за океаном будет воспринят однозначно в рамках стереотипов «холодной войны».

По результатам предварительного анализа шансы на создание министерства, ведающего государственной безопасностью, весьма значительны. Вопрос в том, кто же сможет возглавить структуру с такими серьезными полномочиями и политико-административным ресурсом. Эта информация в СМИ не попала, что дает основания предполагать об относительно скором ее официальном опубликовании.

читать еще по теме

22 ноября 2016
Экспертами Центра изучения кризисного общества подготовлен развернутый анализ перспектив китайского интеграционного проекта - Экономического пояса Шелкового пути и месту России в нем.
11 октября 2016
Сотрудниками и экспертами Центра изучения кризисного общества подготовлен развернутый анализ процесса формирования и трансформации глобальной военной мощи США в XX–XXI вв.
15 ноября 2018
Авторы Атласа ставили своей целью определить максимально широкий круг структур, которые получили англоязычное название “think-tank”.